Член Общественного совета Ространснадзора Михаил Якимов рассказал о текущем состоянии автономного транспорта в России. Автомаркетолог. 21.08.23

Ещё недавно было ощущение, что автономные самоуправляемые автомобили совсем рядом. Но они до сих пор так и не вошли в нашу повседневную жизнь. Что с ними происходит, в каком состоянии находится индустрия, какие есть прогнозы и чего ожидать от автономного транспорта дальше, рассказал член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович.

Якимов Михаил Ростиславович:

Беспилотные автомобили – это современно, интересно и креативно. Это благодатная тема для всевозможных обсуждений, дискуссий экспертов, привлечения аудитории в средствах массовой информации. Беспилотные автомобили – это наукоемкие технологии развития конструкторской мысли, цифровизация, программирование, множество сопутствующих проектов, решений, экспериментальных производств. Все это поднимает градус общественного интереса, разогревает тему внедрения автономных транспортных средств в средствах массовой информации и формирует впечатление, что будущее уже не за горами, а наступит вот-вот.

Однако в практической плоскости применения автономных высокоавтоматизированных транспортных средств все гораздо спокойнее, далеко не так очевидно, не так динамично и оптимистично. Никто не будет подвергать сомнению тот факт, что рано или поздно будущее наступит, и большинство транспортных средств, перевозящих пассажиров и грузы, будут высокоавтоматизированные и будут управляться искусственным интеллектом без участия водителя. Однако это очень отдалённое будущее. Это будущее будет определяться общим состоянием производительности труда, совершенствованием технологий во всех сферах производства, не только в сфере производства транспортных средств. Время это наступит, когда стоимость человеческого труда вырастет настолько, что применение высокоавтоматизированных транспортных средств станет не только модно и интересно, а будет иметь вполне ощутимую экономическую целесообразность, выраженную в первую очередь в снижении издержек при перевозке пассажиров и грузов за счёт исключения из процесса такой перевозки водителей транспортного средства. Пока же доля заработной платы водителей во всех видах транспорта в сравнении со стоимостью транспортных средств и затрачиваемых ресурсов на обслуживание и топливо для транспортных средств значительно низкая. Мне представляется, что именно отсутствие финансовой заинтересованности перевозчиков в эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на сегодняшний день тормозит развитие и внедрение в перевозочный процесс высокоавтоматизированных транспортных средств.

С другой стороны, не трудно представить, когда все транспортные средства всех видов транспорта будут управляться искусственным интеллектом без участия человека (по железным, автомобильным дорогам, в воздухе и на воде будут работать исключительно беспилотные транспортные средства – это будет не только реально, но это будет экономически оправдано с точки зрения эффективности перевозочного процесса и безопасности этого процесса). Однако этому должен предшествовать длительный переходный период, когда наряду с высокоавтоматизированными транспортными средствами, в частности на улице городов, в воздухе и на воде будут перемещаться транспортные средства, управляемые людьми. Именно этот переходный период будет самым трудным в развитии беспилотного транспорта и будущих транспортных систем со 100% автоматизацией процесса перевозок. Именно этот переходный период будет значительно сложнее в организационном, управленческом и правовом плане, нежели будущее транспортных систем, в которых человек будет исключён из процесса управления транспортом. Именно в этот переходный период появится масса сложно решаемых организационных и правовых вопросов, касающихся в первую очередь статуса водителя транспортного средства (пилота, капитана). Появляются вопросы к понятию перевозчик, экспедитор участник дорожного движения и тому подобное. Именно вопросы законодательного и правового регулирования использования на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств, в частности автомобилей, затрудняет на данном этапе их широкое внедрение в эксплуатацию и появление на улицах и дорогах. Разработка таких законодательных актов, нормативной документации, инструкции потребует значительных усилий, времени, а также координации работы большого количества специалистов.

Прошло уже 5 лет со дня появления Постановления Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. N 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств». Однако за последние пять лет в этой сфере не появилось ни одного нового нормативного документа, не появилось ни одной законодательной инициативы. Это свидетельство того, что развитие техники, технологий, технической мысли в области беспилотных транспортных средств значительно опережает решение большинства правовых, юридических и социальных вопросов эксплуатации беспилотного транспорта, а стимулом для их разрешения должно стать в первую очередь не наличие технологической возможности создания беспилотного автомобиля, управляющего искусственным интеллектом, а в первую очередь наличие экономической целесообразности эксплуатации таких транспортных средств.

Подробнее здесь: https://automarketolog.ru/tekushhee-sostoyanie-avtonomnogo-transporta/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *