В четверг 23 мая 2024 г. член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Сергей Валентинович Храпач выступил на экспертном совещании в Аналитическом центре при Правительстве РФ с докладом на тему «Проблемы применения правил движения тяжеловесных транспортных средств в отношении автобусов со сверхнормативными параметрами».

Храпач Сергей Валентинович:
В ходе совещания было отмечено, что в России сертифицированы и эксплуатируются на регулярных и заказных маршрутах автобусы с допустимой массой 19300 кг при установленной в 18000 кг., при этом такие автобусы используются, как для перевозок пассажиров и багажа по межрегиональным и международным маршрутам, так и пригородным и городским, которые предусматривают использование в т.ч. региональных дорог технической категории III, IV на которых разрешена допустимая нагрузка в 10000 кг на ось (III, IV), тогда как фактически такая нагрузка составляет от 11200 до 13000 кг. В связи с этим, пассажирские автоперевозчики, имеющие в своих автобусных парках вышеуказанные модели автобусов, с 01.03.2024г. привлекаются к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КОАП РФ.
Системное разрешение возникшей проблемы видится в гармонизации Федеральных законов от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по аналогии с механизмом, установленным в п.1 ч.7 ст.31.1 Федерального закона №257-ФЗ, согласно которому от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются транспортные средства, предназначенные для перевозки людей.
По результатам обсуждения было принято решение о подготовки консолидированной позиции, позволяющей разрешить возникшие противоречия в применении права.