Руководители «Яковлева» Андрей Богинский и «Туполева» Константин Тимофеев покидают свои посты, сообщили в ОАК. По словам одного источника «Коммерсанта», Богинского снимают за невыполнение программы гражданской авиации, а другой источник говорит о переходе последнего в правительство. Действительно, программа строительства к 2030 году тысячи гражданских лайнеров постоянно «сдвигается вправо», и в 2023 году в России впервые за 100 лет не выпустили ни одного нового самолета, такая ситуация рискует повториться и в 2024-м, хотя по программе нужно выпускать примерно по сотне в год. Какое у нас положение дел в гражданской авиации и как рассматривать эти увольнения, своим мнением с Накануне.RU поделился заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Олег Смирнов:
Ситуация, в которую гражданская авиация нашей с вами страны попала впервые за 100 лет, имеет, конечно, конкретных виновников, ещё начиная с 1991 года, когда было объявлено нашим председателем правительства [Егором Гайдаром] о том, что «Запад нам поможет, и я договорился с «Боингом», что «Боинг» даст любое количество самолётов». Вот это было предательское, абсолютно не мотивированное заявление человека, не инженера по образованию. И оно вылилось в политику уничтожения национального самолётостроения.
А ведь мы были великой авиационной державой. К примеру, в 1990 году в системе гражданской авиации мы имели 14 тыс. летательных аппаратов и ни одного западного. Наконец-то через 30 лет наше руководство поняло, какую ошибку совершило и в какую яму мы упали сейчас, и было принято правильное решение по импортозамещению, но на 30 лет запоздавшее — о том, чтобы выпускать собственные самолёты, возродить производство национальных воздушных судов. Была создана программа, подписанная председателем правительства, на выпуск 1000 с лишним самолётов.
Но у нас, профессионалов, такое впечатление, что программа составлялась не авиаторами, не конструкторами и прочими, а опять какими-то «эффективными менеджерами», которые только спят и видят, когда им бюджетные миллиарды дадут, чтоб потом их «освоить в массовом порядке». Ведь даже школьник понимает, что на 1000 самолётов нужно 2000 двигателей, а где их возьмёшь, когда ни один двигатель в массовом порядке не выпускается, а комплектующих на 1000 самолётов нужны миллионы? На коленке их не сделаешь. Нужны заводы, нужно оборудование, нужны станки, а наше национальное станкостроение было разрушено теми же людьми. И поэтому, чтобы не смешить специалистов дальше, эта программа начала на следующий же день после выхода смещаться по срокам вправо, как вы знаете, это у нас мастера делать.
Подробнее https://www.nakanune.ru/articles/122871/