В период с 14 по 17 июня 2023 года в Санкт-Петербурге прошел международный экономический форум, который посвящен вопросам глобальной и российской экономики, социальным вопросам и развитию технологий. В Петербургском международном экономическом форуме приняли участие члены Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта: В.Н. Мещеряков, Н.И. Коротовских, А.Ф. Габитов. В своих выступлениях члены Общественного совета Ространснадзора высказались по поводу развития системы беспилотного транспорта на дорогах общего пользования Российской Федерации.
Член Общественного совета Ространснадзора Коротовских Надежда Ивановна:
С осени 2022 года Россия на магистрали М-11 проводит не имеющий аналогов в мире проект по грузовым автомобильным перевозкам – «Беспилотные логистические коридоры». Российский проект уникален: впервые эксперимент охватывает все элементы бизнес-цепочки «инновационный автомобиль – новая модель перевозки – цифровая инфраструктура дороги – правовое и техническое регулирование». Целью является не испытание беспилотных технологий, а оценка экономики перевозки с их использованием. Государство вводит для этого специальный экспериментальный правовой режим (ЭПР), проверяя различные гипотезы – по беспилотным решениям, организации беспилотной перевозки и инфраструктуре дороги. Задача на перспективу – протестировав новые технологии, решения и нормы регулирования на магистрали М-11 (670 км), масштабировать их на основные транспортные автомобильные коридоры страны – к 2030 году не менее 19 500 км. Каковы первые успехи и первые уроки проекта «Беспилотные логистические коридоры»? Как найти консенсус между безопасностью и экономикой, рисками и темпами развития инноваций при регулировании создания, сертификации и эксплуатации беспилотных (грузовых) автомобилей? Какие макроэкономические и социальные эффекты для развития страны может принести проект БЛК?
Сегодня запущены три беспилотных грузовики по трассе М -11. Эксперты обсуждают возможности и риски. Ространснадзор должен быть готов к новым вызовам.
Член Общественного совета Ространснадзора Алексеев Валерий Иванович:
В случае удачной реализации Проекта у Федеральной службы по надзору в сфере транспорта может не остаться работы по контролю на линии беспилотных транспортных средств. Причем выпуск на линию такого транспортного средства с неисправностями будет невозможен, так как ответственность за качественное техобслуживание беспилотного транспортного средства будет нести технический центр по техобслуживанию, а он не подтвердит выпуск.
Председатель Общественного совета Ространснадзора Белозёров Владимир Леонидович:
Российская автомобильная промышленность и авиационная промышленность только возрождаются, здесь еще много работы. Например, в Усть—Луге создан прообраз беспилотного маневрового локомотива. Нужно верить в прогресс !