Как принятие 15 лет назад Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» повлияло на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности транспортного комплекса?
Конечно, положительно. Сама идея разработки этого закона возникла после террористических актов в аэропорту Домодедово в 2004 г. Тогда стало очевидно, что нужно срочно принимать какие-то меры. Решено было создать универсальный закон для всех видов транспорта, им и стал Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16).
Я считаю, это было своевременное решение, сыгравшее значительную роль в обеспечении защиты объектов транспорта от террористических угроз и сохранении жизни и здоровья наших граждан.
Вы стояли у истоков создания закона, который имеет уникальный путь реализации. Как можете оценить этот путь? Как можете оценить современное законодательство о транспортной безопасности?
В разработке ФЗ-16 принимал участие большой коллектив авторов – работников Минтранса России, ФСБ России, Ространснадзора и других структур.
Конечно, путь закона был тернист. ФЗ-16 в первоначальном виде был сырой и на протяжении 15 лет претерпел значительное количество изменений и дополнений. Вышло много нормативных правовых актов, постановлений Правительства РФ, приказов Минтранса России по реализации закона. Проделана колоссальная работа Минтрансом России, подведомственными ему федеральными агентствами и службой, ФСБ России, МВД России.
Насколько это было сложно, можно понять хотя бы по тому, что, несмотря на проделанную работ, сегодня все равно что-то дорабатывается. Закон улучшается, предусматриваются некоторые послабления для отдельных субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ). Минтранс России активно работает в этом направлении.
Действие принимаемых сегодня нормативных правовых актов ограничивается 6 годами с момента вступления их в силу. И мы понимаем, что через 6 лет опять будут вноситься изменения. Минтранс России демонстрирует очень гибкое отношение к мнению СТИ, постоянно к ним прислушивается. Работа над законодательством о транспортной безопасности не останавливается.
Несомненно, современное законодательство в целом соответствует нынешним реалиям. Главный показатель этому – отсутствие в последние годы актов незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса, террористических актов на транспорте. Это главное, чего мы хотели добиться.
Законодательство о транспортной безопасности – одно из самых критикуемых в системе транспортной безопасности. Как Вы считаете, почему?
Потому что транспортная безопасность требует очень больших вложений, финансовых затрат на реализацию требований по ее обеспечению в соответствии с ФЗ-16. Закон критикуют, главным образом, собственники, СТИ. Именно на них закон возложил большую ответственность и большое количество обязанностей по реализации основного своего принципа – непрерывность в выявлении и предотвращении угроз. СТИ недовольны, что им приходится нести большие затраты, не приносящие прибыли.
Государство в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте выделяло большие деньги, но только там, где это касалось федерального имущества. Отсюда и критика.
Безопасность стоит дорого, но она того стоит. Если принимаемые меры позволят спасти и сохранить хотя бы одну человеческую жизнь, значит мы все делаем правильно.
Как, на Ваш взгляд, за эти годы изменилось отношение отрасли к требованиям законодательства о транспортной безопасности?
Мы видим, если можно так выразиться, двоякое отношение. Есть те, кто полностью поддерживает эти требования, и те, кто их отрицает. К примеру, специалисты гражданской авиации недовольны существующей «задвоенностью» норм: нужно проходить обучение как по авиационной, так и по транспортной безопасности, соответственно, приходится разрабатывать программы и планы по двум программам; в аэропортах работают сотрудники авиационной безопасности, а ФЗ-16 требует привлечь подразделение транспортной безопасности.
Суть претензий представителей воздушной отрасли в том, что ФЗ-16 отменяет понятие авиационной безопасности, возникшее намного раньше понятия транспортной безопасности и шлифовавшееся десятилетиями. Минтранс России готовит соответствующий нормативный правовой акт, который планируется ввести в действие с 1 марта 2023 г. Авиационная безопасность будет поглощена транспортной безопасностью. Дублирование норм будет устранено, соответственно у СТИ пропадут излишние расходы.
Негативное отношение к требованиям ФЗ-16 есть и у автотранспортников. В этой сфере не так много государственных или муниципальных предприятий, в основном все частники, индивидуальные предприниматели или самозанятые. Они постоянно жалуются на то, что для них обеспечение транспортной безопасности слишком дорого. Но цель закона – не «кошмарить бизнес», не заставлять его тратить лишние деньги. Общая первоочередная цель – защита жизни и здоровья людей, чтобы они могли перемещаться из пункта А в пункт Б и чувствовать себя при этом в полной безопасности, под защитой государства и его законодательства.
В нынешних обстоятельствах вопрос обеспечения транспортной безопасности продолжает оставаться актуальным. Террористические угрозы никуда не делись, в отдельных регионах мира они даже обострились.
Закон нужен, и выполнять его требования необходимо. Да, его следует дорабатывать, и это будет делаться. Конечно, будут и послабления. Мы видим, к примеру, как подкосила сферу перевозок пандемия. Но в чем-то будет и ужесточение требований, и уж, тем более, никогда не зайдет речи об отмене этого закона.
Если кто-то не имеет средств на реализацию требований законодательства о транспортной безопасности, ему лучше закрыть бизнес, уйти с транспортного рынка и заняться чем-нибудь не столь ответственным.
Подробнее здесь: https://www.securitymedia.ru/publication_one_393.html