С 15 по 17 марта 2024 года в Общественной палате ОП РФ был запущен трехдневный круглосуточный стрим из ситуационного центра по общественному наблюдению за выборами Президента России. В прямом эфире Ситуационного центра ОП РФ председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Белозёров Владимир Леонидович рассказал о роли общественных организаций (ОПРФ) в обеспечении безопасности на транспорте.
Белозёров Владимир Леонидович:
Я возглавляю Общественный Совет при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, куда был избран по направлению Российских профсоюзных железнодорожников и транспортных строителей. Наша задача поддержка и развитие общественных инициатив в сфере безопасности на транспорте. И как следствие выявление и консолидация профессионального сообщества, лучших передовых работников, вовлечение их в общественный контроль. Безопасность – главное, определяющее всё остальное в работе транспорта. Именно в этой работе по обеспечению безопасности на транспорте большую роль играет профилактическая работа, предупреждение рисков. Именно здесь открывается широкое поле деятельности для опоры на персонал, на общественные организации транспорта.
Мы поддерживаем лучшие практики, где работники добиваются безопасной работы и это укрепляет трудовые коллективы малых и крупных предприятий, железных дорог, авиакомпаний и других видов транспорта. К достижению Общественной палаты надо отнести то, что в вопросах общественного контроля безопасности на транспорте сформировалась система (Трехуровневая система). Во-первых, почему общественный контроль? Безопасность достигается двумя путями:
1 путь — связан с большими капвложениями, внедрениями новых технологий, достижениями НТП и т.п.
2 путь – это опора на общество, на персонал предприятий. вовлечение самих работников в систему общественного контроля — он не требует больших расходов, так как выполняется на общественных началах. Именно этот путь сегодня поддерживает Общественная палата и развивает Общественный совет при Ространснадзоре.
Трехуровневая система в сфере безопасности на транспорте
I Уровень — Общественная палата РФ. Здесь обобщается вся работа общественных организаций в сфере транспорта. Создана рабочая группа по транспорту, где лучшие общественные эксперты. Здесь проводятся круглые столы, общественные слушания. Форумы и т.д. самой актуальной тематике.
II Уровень — Это Общественные советы при ФОИВ, в т.ч. при Ространснадзоре, Минтрансе, Росжелдоре и др. отраслевых федеральных агентствах транспорта. В том числе и наш Совет. Мы проводим совместные заседания, конференции и другие мероприятия.
III Уровень — Это предприятия транспорта, именно здесь проводится повседневная работа общественных контролеров, большая профилактическая работа в сфере безопасности.
Например, в РЖД эту работу координирует РОСПРОФЖЕЛ. Есть Положение, права, обязанности, ответственность общественных контролеров, меры стимулирования и мотивации. Например, до 3-х дней доп. оплачиваемый отпуск.
О недавнем заседании Общественного совета, где руководство Ространснадзора отчитывалось о своей работе. Прислушивается ли власть к предложениям и инициативам общественников?
Безусловно, прислушивается. Примером этого является отчет руководителя Службы на заседании Общественного совета в Общественной палате. Члены Совета высказали ряд предложений в сфере повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.
В частности, весо-габаритный контроль, нарушения и искажения при замерах превышения веса, Госжелдорнадзор, проблема авиации. Предложения и замечания будут учтены на итоговой Коллегии.
Результатом реакции на инициативы общественников являются следующие примеры:
1.Служба неоднократно подвергалось критике, слабая социальная защищённость, низкая зарплата инспекторского состава. Предлагались различные пути решения. И решение было найдено
-В прошлом году Служба нашла решение за счет оптимизации структуры, перераспределение средств — оплата труда работников — увеличение почти на 30 % и в первую очередь инспекторского состава
2. «Регуляторная гильотина». Члены Общественного совета непосредственно участвовали в работе правительственных комиссий по устранению дублирующих и избыточных НПА. Все предложения были учтены и отражены в правительственных решениях.
3. Учитывались предложения комиссий железнодорожного, воздушного и морского речного транспорта
Качество жизни, безопасность и ВСМ связь и перспектива
Безопасность и ВСМ действительно отражают с разных сторон качество жизни человека. Мы говорим, как обеспечить повышение безопасности за счет общественного контроля – это путь, не требующий больших затрат.
ВСМ – это путь безопасности исключительно капиталоемкий и здесь заложены самые современные технологии безопасности, требующие значительных расходов.
Буквально вчера был дан старт начала строительства первой в России высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Это дорого – 1,5 трлн.руб., но это 2 часа 15 мин. проезда, 16 остановок, это удобное расписание. Конечно это рост качества жизни наших граждан.
В течение 10-15 лет построят ВСМ до Казани, Минска, Рязани и др. направления.
Проведенные нами в Общественной палате слушания по ВСМ показали высокий общественный запрос на строительство ВСМ. Надеемся, что разрабатываемый Правительством нац. Проект «Транспорт » включит ВСМ в адресную программу.
А нашим Общественным советом с Минтрансом и Росжелдором будет необходимо обеспечить общественное сопровождение этим проектам по Целевым показателям, объемам, срокам, условиям финансирования и т.д. Впереди много работы, но это воодушевляет, это объединяет и способствует общественной и патриотической сплоченности вокруг больших стратегических национальных проектов.
Мы идем на выборы Президента.
Мы уверены — нам это по плечу и мы сделаем это.