Казань отказывается от кондукторов вынужденно: городу не хватает кадров. К тому же бескондукторная система выгоднее, ведь валидатору не нужно платить зарплату и гарантировать ежегодный отпуск.
Теперь «передавать за проезд» в троллейбусах и трамваях нужно валидатору. Их по три в каждом салоне: на поручне у каждой двери. Платить можно транспортной и банковской картами. Пассажирам с наличными — прямая дорога к водителю. Он принимает как купюры, так и пластиковые карты.
Член общественного совета при Ространснадзоре Михаил Якимов в разговоре с корреспондентом Inkazan напомнил, что переход на бескондукторные системы оплаты проезда давно уже идет во всем мире, и многие российские города отказались от кондукторов. Однако этот переход ведется по двум противоположным направлениям.

Михаил Якимов:
Первое направление — это движение вперед, в сторону развития общественного транспорта. Когда роль кондуктора выполняют электронные системы оплаты проезда, когда проезд оплачивается с помощью терминала, различных платежных инструментов, когда развиваются системы, в том числе и оплаты проезда по биометрическим данным, по различным банковским инструментам, а также приложениям для смартфонов и других электронных устройств.
Однако есть и совершенно другой путь, который тоже очень часто встречается. Когда функции кондуктора в подвижном составе просто передают водителю, и водитель одновременно с управлением транспортным средством занимается контролем и сбором оплаты за проезд. Обычно этот процесс происходит на остановках. Для этого во многих городах даже принимаются решения на уровне муниципалитетов об обязательном входе в переднюю дверь каждой единицы подвижного состава. Речь идет не только про автобусы, но еще и про троллейбусы, и даже трамваи.